Если позволите, расскажу сначала
о самом ярком своем впечатлении в жизни. У моего деда в Грозном позади дома была беседка, обвитая виноградом. Когда я родился, дед закатал 10 литровую банку вина на свадьбу своего внука. Это вино выдерживалось в погребе на нижней угловой полке.
К 15 годам у меня появился голос. Возник неожиданно, в один момент. Я передразнивал оперного певца и почувствовал, что … получается. Не буду судить о качестве, но было, по крайней мере, громко. Через полгода меня пригласили в Грозненскую народную оперную студию в удивительный коллектив. Руководителем его и одновременно педагогом по вокалу был Виктор Анатольевич Соколов – бывший певец Большого театра. Основной костяк включал около 20 человек. Состав участников был весьма разнообразен: от фрезеровщика до профессора. Это были «солисты», которые занимались в студии на постоянной основе три раза в неделю. Всех объединяла любовь к музыке и оперному искусству. Студийцы часто давали сольные концерты. Иногда студия объединялась с хором музыкального училища, и оркестром филармонии. Мне повезло солировать в «Риголетто», «Евгении Онегине», «Хованщине» и «Пиковой даме». Не скрою, в какой-то момент мне пришлось делать трудный выбор между искусством и наукой, между оперой и электротехникой. Я выбрал науку и поступил в аспирантуру МЭИ.
Перед самой поездкой в Москву состоялась моя свадьба. Гостей собралось много. Открыли дедовское вино, которому было, как и мне - 24 года. Оно было великолепно! Я сохранил три литра на свою золотую свадьбу. Поставил банку на старое место.
В работе над диссертацией время пролетело быстро. В стране тем временем наступили годы лихолетья. Началась чеченская война. Дом в Грозном оказался в самом центре сражений. Именно в этом месте была расстреляна танковая колонна в ту страшную новогоднюю ночь. Улица много раз переходила из рук в руки. Но старый дом, сильно поврежденный снарядами и пулями, выстоял. Когда бои стали затихать и война переместилась в горы, я отправился в Грозный. Оставалась призрачная надежда на то, что все вернется к старой жизни. Город был весь в руинах подобно Сталинграду. Мозг отказывался верить в то, что видели глаза. Почему то вспомнилось дедовское вино. Наверняка оно уничтожено: не взрывом так мародером. И первое, что я сделал, попав в разбитый дом – полез в подвал. Он был разграблен и пуст. И только встав на колени и пошарив рукой на самой нижней полке, я понял, что вино уцелело.
Целую неделю я провел на крыше, латая многочисленные дыры. Надо мной пролетали с низким ревом нагруженные бомбардировщики. Через несколько минут слышались глухие взрывы в горах и пустые самолеты возвращались. При этом звук их моторов был намного выше. Днем в городе было тихо, но по ночам со всех сторон начиналась стрельба - непрерывная и частая.
Моя поездка подошла к концу. В последнюю ночь я вместе с уцелевшими соседями собрались во дворе дома. Была теплая, звездная южная ночь. Вокруг гремела канонада. Высоко над нашими головами летали трассирующие пули. Но это нас уже не пугало. Мы вспоминали как хорошо и дружно мы жили до этой войны. Я не выдержал и принес заветное дедовское вино. Мы пили, закусывая душистой майской клубникой, и мне вдруг ужасно захотелось петь. Наверно, глупое желание – петь под треск автоматных очередей. Но я встал и запел свою любимую вещь – Серенаду Дон-Кихота Дмитрия Кабалевского. Надо сказать, что развалины соседних домов усилили голос, и он звучал как в концертном зале с отличной акустикой. Песня закончилась верхней нотой «ля бемоль» и… наступила тишина. Не стреляли. Мы переглянулись. Десять секунд, двадцать… потом одиночный выстрел, потом очередь, другая. И понеслось как прежде. Но не стреляли же когда пел. Значит слушали. Обе стороны. Это был триумф. Больше ничего подобного в жизни не было. Вот она - волшебная сила искусства!
Чтобы рассказать о своем
главном достижении в жизни - зайду издалека. Защитив в 1992 году диссертацию по электрическим машинам в МЭИ, мне пришлось несколько лет работать в совершенно других областях. Причиной тому было тяжелое положение семьи в результате чеченской войны. Сменил ряд профессий от вахтера до директора гостиницы и супермаркета. В начале нулевых годов в моей профессиональной биографии была яркая вспышка - проект «Московские монорельсовые дороги». Здесь были реализованы самые передовые решения того времени по линейному тяговому электроприводу. Идеи воплощались в жизнь за считанные месяцы. Но проект закончился, вместе с ним и деньги, а семья росла. Пришлось снова менять род занятий. И тогда возникла мысль о том, что заниматься электротехникой можно и самому, независимо от работы, места, капризов руководства и пр. Электротехника это не только профессия, это страсть, одержимость, место, где находят выход мечты и чувства. Была выбрана стезя истории электротехники, которая начавшись как увлечение, вывела меня на дорогу профессионального писателя. Первые шаги давались непросто. Не хватало знаний, еще не был выработан стиль написания, методология поиска. Честно признаться, и мнение начальства, коллег по работе к моему занятию было весьма скептическим. Приходилось скрывать от других свое любимое дело. Работать в стол. Но без этого увлечения я уже не представлял своей жизни. Слова Данте Алигьери стали моим девизом:
«Следуй своей дорогой, и пусть другие люди говорят что угодно».Большую поддержку в то время оказал старейший российский журнал «Электричество», с которым я тесно сотрудничаю уже много лет. За все время было издано пять книг и десятки статей. О чем они. О том, что история электротехники насыщена, увлекательна и разнообразна! В ней есть место для подвига и подлости, для беззаветного служения идее и страсти к наживе, для полета мысли и рутинной работы. По мере проникновения электричества, во все области человеческой деятельности складывалось особое электротехническое сообщество, объединяющее в себе не только ученых, инженеров и предпринимателей, но и общественных деятелей, художников, писателей, журналистов, архитекторов, музыкантов, артистов и, конечно, широкие массы потребителей. Возник пестрый в своем многообразии, но единый в своем движении электрический мир, который является неотъемлемой частью нашей цивилизации. И это, наверно, главное, что удалось мне показать в своих работах.
Журнал «Электричество» №9 2023. Дмитрий Анатольевич Бородин (к 60-летию со дня рождения)